Наступили школьные каникулы, многие из нас ушли в долгожданный отпуск, а это значит, что у родителей появилась возможность больше проводить времени со своими детьми. И именно сейчас родители могут обратить внимание на эмоциональное состояние своих детей, нередко при этом многие замечают проявление агрессивности у детей. В такой ситуации первое, что испытывают родители, это чувство растерянности и недоумения: мол почему появилась агрессия, что не так с моим ребенком и т.д. Не заставляют себя долго ждать и обвинения в адрес детского сада, школы, окружения, в котором ребенок проводит своё свободное время и пр. И для того чтобы стабилизировать родителей в этой ситуации тревоги, поговорим о детской агрессии, о том как бороться и реагировать на подобное поведение.

Что такое агрессия?
   Агрессия – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на разрушение чего-либо или на причинение вреда кому-либо. Если рассматривать агрессию на личностном уровне и с точки зрения причин ее возникновения, то агрессия - это реакция борьбы, так ребенок протестует против запретов и ограничений, налагаемых взрослыми. Также это «крик о помощи» и своеобразный способ привлечь внимания. Это сигнал о том, что ребенок нуждается в любви и ласке, понимании и принятии. С помощью агрессии он даёт понять, что испытывает внутренний дискомфорт, что чувствует себя отверженным и забытым.
Проявления агрессивности у детей.
   Существует несколько видов детской агрессии.
Целенаправленно – враждебный вид – агрессия как желание причинить вред другому.
Нормативно – инструментальный вид – агрессия как форма поведения. Ребенок познает окружающий мир через различные формы поведения, если какая-то из них позволяет достичь желаемого, то в последующем она закрепляется в подсознании как устойчивая и приемлемая форма поведения. Можно говорить также и о копировании чьего-то поведения, чаще всего родителей. Увидев, к примеру, агрессивное поведение в семье, ребенок с легкость его повторяет, усваивая формулу «раз так делают родители, значит можно и мне». В данном виде агрессия может выступать и как некая форма самозащиты, так называемая "защитная агрессия". Чем чаще ребенок сталкивается с жестокостью окружающего мира, тем устойчивее становится агрессия как форма поведения.
Импульсивно-демонстративный вид – агрессия как средство привлечения внимания. 
Возрастные особенности агрессивного поведения.
   Причина детских срывов — это не плохое воспитание, а эмоциональная незрелость. Примерно до 4,5–5 лет ребёнок физиологически не способен контролировать свои эмоции, а полностью корковый контроль дозревает только к 12–13 годам. До этого времени часть контроля лежит на родителях.
Младенчество. Первые признаки агрессии проявляются ещё в младенческом возрасте. Если малышу не дают кушать или не берут на руки, он начинает злиться, плакать. Может ударить кулачком взрослого.
Ранее детство (от 1 года до 3-х лет). Для этого возраста характерны неконтролируемые и короткие приступы агрессии — так называемые вспышки. Основная причина — проба новой модели поведения с целью добиться желаемого и увидеть реакцию взрослых.  Агрессия проявляется более ярко и разнообразно. Дети могут толкаться, плеваться, бросать игрушки, царапаться— и всё это в одно и то же время. Любые уговоры и попытки заговорить игнорируют. 
Дошкольный возраст (от 4-х до 7 лет). Начиная с 4-х лет, происходит процесс контроля своих эмоций и понимание, что за агрессивное поведение может последовать наказание. Поэтому дети ведут себя сдержаннее, более спокойно. Основная причина — протест. В этот возрастной период отмечаются ярко выраженные гендерные особенности проявления детской агрессии. Мальчики начинают самоутверждаться посредством физической силы: бьют, толкают, дерутся. Девочки используют вербальное воздействие: обзываются, угрожают, насмехаются. К 6 годам происходит усиление контроля над эмоциями, агрессия проявляется выборочно т.е. только в том случае, если ребенок уверен в победе или безнаказанности. Объектом агрессии чаще становятся более слабые и беззащитные дети. Также агрессия может проявляться как реакция на обиду.
Школьный возраст (с 6-7 до 18 лет). В этом возрастном периоде дети начинают осознавать себя в совершенно новом качестве, примеряя на себя роль одноклассника, ученика. Если у них что-то не получается, это может вызывать агрессию. Чаще всего она носит спонтанный и скоротечный характер. Здесь важно увидеть направленность агрессии. Направленность на родителей — возможно они лишили его уютной домашней атмосферы, дефицит родительской любви на фоне развода или семейных ссор, ревность к младшим братьям и сёстрам. Направленность на учителя — протест против правил и ограничений школьной системы, протест на ограничение личного пространства. Направленность на одноклассников — попытка самоутвердиться, завоевать лидерские позиции. 
Отдельным пунктом идет подростковый возраст. С одной стороны, подростковая агрессия часто принимает самые жестокие и социально неодобряемые формы. С другой, это логичное проявление пубертатного кризиса. Под влиянием гормонального всплеска и изменений, происходящих с телом, ощущается внутренний дискомфорт и неспособность справиться с сильными эмоциями.
Детская агрессия: плохо или хорошо?
   Я всегда пытаюсь показать, что в любом явлении или событии нашей жизни есть как что-то хорошее, так и негативные, разрушающие моменты. Агрессия также не стала в этом исключением. 
   В агрессии есть свои положительные, здоровые черты, которые необходимы для жизни ребенка. Важно понимать, что агрессия – это очень глубокая внутренняя энергия, можно также сказать, что это еще один адаптивный механизм, позволяющий успешно развиваться. Благодаря этому механизму формируются такие качества как настойчивость, упорство в достижении цели, стремление к победе, преодоление препятствий. Как уже говорилось выше агрессия может выступать и как защитный механизм. Если проявления агрессии наносит вред не только окружающим, но и непосредственно самому ребенку, если это приводит к разрушительным действиям, является причиной социальной отверженности так как дети не хотят или боятся общаться с агрессивно настроенным ребенком, в таком случае нужно сгладить данные негативные моменты для сохранности как физического, так и психологического здоровья.
   Поэтому прежде чем пытаться всеми силами избавиться от агрессии, помните, что это важный и естественный компонент в процессе развития вашего ребенка. И здесь стоит, в первую очередь, сконцентрироваться на ограничение и контроле ее отрицательных черт, и поощрении ее положительных проявлений.
Как реагировать и справляться с детской агрессией?
   Научиться правильно реагировать на приступы. Что это значит? Научитесь контролировать собственные эмоциональные реакции: не выходить из себя, не злиться, не раздражаться, не вести себя так же агрессивно, не кричать и не повышать голос, не пытаться что-то объяснить, читать нотации, воспитывать, не применять физическое насилие: бить, дёргать, давать подзатыльник, не удовлетворять требования «бунтаря». Если вы отвечаете на детскую агрессию таким же поведением — это вызывает ещё большее обострение приступа. Ребёнок кричит ещё громче, дерётся ещё сильнее. 
Как справляться?
   Нужно понимать, что агрессия – это сильное эмоциональное перенапряжение и ему нужен выход, а не подавление. Вы должны показывать ребёнку, что он может говорить о том, что его беспокоит, что ему не нравится, что он зол или чем-то расстроен. Проговаривание эмоционального состояния или просто проблемы приведет к снижению эмоционального дискомфорта. Со временем ребёнок освоит этот способ и поймёт, что легче говорить о проблеме, нежели пытаться привлечь внимание своим агрессивным поведением. Объясняйте ребенку, что любые эмоции – это нормально!
   В ситуации совладания с агрессивным поведением наличие правильного примера будет также не лишним. Важно, чтобы ваши слова ни расходились с вашими действиями. Не требуете от ребёнка того, чего не можете выполнить сами.
   Если «приступ» агрессии все-таки случился то, для начала, не пытайтесь максимально быстро его «погасить». Когда ребенок успокоится, вы можете его крепко обнять и сказать, что готовы выслушать его всегда, когда ему плохо. Беседовать с ребёнком в такие моменты лучше без посторонних и без эмоционально окрашенных слов и выражений.
   Нельзя запрещать ребёнку выражать негативные эмоции. Помогите ребёнку найти способ для «безопасного» выражения агрессии (это могут быть следующие действия: можно комкать и рвать бумагу, борьба с подушкой или боксёрской грушей, выразить криком свои эмоции, также можно записать ребенка в спортивную секцию, где он будет выплескивать чрезмерное эмоциональное напряжение, или поиграть с ним в подвижные игры).
   Повышайте самооценку ребёнка: хвалите за его «сильные» стороны, подчёркивайте достоинства. Помните о том, что плохими могут быть поступки, но не ребенок. Постарайтесь исключить или минимизировать агрессию из окружающего мира ребёнка (телепередачи и компьютерные игры с агрессивным сюжетом, например). Чаще всего причина агрессии кроется в копировании поведения антигероев, которые своей жестокостью добиваются целей и выглядят «крутыми».
    Старайтесь общаться с ребенком на равных, объясняя возникновения тех или иных запретов и ограничений. 
   Развивайте коммуникативные навыки ребёнка. Если он будет уметь налаживать взаимодействие с другими конструктивным способом, то необходимость в агрессии как способе достигнуть желаемого может исчезнуть.
   Обращу ваше внимание, что, если ситуация агрессивного поведения кажется вам неподвластной и влечет за собой крайне негативные последствия, стоит обратиться к специалисту.
   В завершение хочу сказать, что главная цель и миссия вас как родителей – это научить ребенка понимать свои эмоции и управлять ими.
  В ситуации же агрессивного поведения важна не постановка «диагноза» и навешивание «ярлыка», а своевременная помощь и поддержка в виде вашего внимания и любви.
 

nevrozyi u detey 11

 
Марина Ткач, психолог

Похожие товары