Как пережить родительское собрание?

Затронуть тему родительских собраний, меня подтолкнул случайно услышанный разговор двух мам. Они очень оживленно обсуждали предстоящее родительское собрание, итогом которого послужит обязательный «разбор полетов» и серьезный разговор с детьми.

Поэтому данная статья - это попытка переориентировать вас на иное виденье и отношение к родительскому собранию.

Для начала скажу, что многие родители бояться родительских собраний. Дело в том, что, когда мы идем на собрание в школу, наш мозг возвращает нас в детство, где мы очень напряженно ждали того самого эмоционального серьезного разговора с родителями после родительского собрания. Эта «машина времени» вновь ставит нас в детскую позицию. В этой ситуации важно напоминать себе: «Я вырос, я уже взрослый». Зачастую именно этим фактом можно объяснить нежелание идти на родительское собрание в школу, которое часто маскируется под чрезмерную занятость.
Итак, чтобы пережить родительское собрание спокойно и без потерь стоит помнить:
1. Вы не должны создавать установку на сопротивление. Когда мы идем в школу, мы нередко изначально противопоставляем себя и свою семью школе и системе образования. И заранее настроены на сопротивление. А это совсем не так. Важно
фокусировать себя на то, что мы сотрудничаем со школой во благо ребенка, а
учителя не враги.
2. Не зацикливайтесь на оценках вашего ребенка. Оценки - не фетиш.
Если мы уделяем большое внимание оценкам, то теряем возможность гармонично относиться к ошибкам и тем самым развиваться.
Смещайте фокус внимания с отметок на то, что показалось интересным вашему ребенку в течении школьного дня, что впечатлило его, какие мысли и чувства были с этим связаны. Проявляйте искренний интерес, спрашивайте, обсуждайте. Относительно критики по поводу оценок ребенка, помните, что только вы как родители знаете сколько преодолел ваш ребенок на пути к «новой» и лучшей оценке. Только вам порой под оценить динамику оценочного процесса.
Всегда помните, что оценки, о которых нам рассказывают, — это не оценки нас или наших детей. И мы, и наши дети стабильно хороши и уникальны. Это оценки знаний и усердия по конкретному предмету.
3. Всегда имеет место быть процесс компенсации. А чем это я? Да о том, что было бы как минимум странно ориентироваться на то, что ваш ребенок должен быть развит во всех общеобразовательных областях. Ребенок, получающий плохие оценки по математике, вполне может быть успешен в каком-то другом направлении. В своей теории множественного интеллекта Говард Гарднер описывает много вариаций интеллекта, поэтому вам и вашему ребенку есть где развернуться, уж поверьте.
4. Без критики и ссор. Родитель выполняет для ребенка функцию "зеркала", отражая его, давая информацию о том, каков он. Когда ребенок слышит, что он глуп, ленив, невнимателен и т.п., он дополняет этими качествами образ себя, а публичная критика добавляет ко всему прочему еще и чувство унижения и «что он не такой как все», а значит его нельзя любить. Как видим, порой бездумно брошенная критика в адрес ребенка, может превратиться в серьезные личностные проблемы.
Что касается ссор и традиционных «серьезных» разговоров, то развитие происходит из точки покоя.
Чтобы развиваться интеллектуально, ребенок должен находиться в эмоционально комфортном состоянии. Сильные эмоции, возникающие в стрессе, тормозят интеллектуальную деятельность. Ребенок, переживающий по поводу отношений в семье или школе не способен к полноценному развитию своего интеллекта. Организуйте своему ребенку спокойную атмосферу дома и в школе.
5. Ошибки - это естественно.
Допускать ошибки вполне нормально. Ведь именно они маркируют процесс обучения. Если нет ошибок, значит действие уже освоено и обучение не происходит. Ребенку имеет смысл указывать на его ошибки, но без сильного эмоционального акцента на них.
6. Как бы ни учился ребенок, что бы о нем ни говорили, это не должно влиять на вашу самооценку и заставлять нас чувствовать себя «плохим родителем». За это свое ощущение «плохости» родители иногда «мстят» ребенку, придя с собрания. За каждым системным «проступком» ребенка стоит неочевидная, но важная причина и этой причиной можете быть отнюдь не вы. Не стоит себя винить и принижать за все проблемы.
7. Родители — это щит, защищающий ребенка. Что бы ни происходило, он может и должен рассчитывать на ваше понимание. Важно задать себе вопрос: я мама/папа
или представитель системы? Если вы понимаете, что нужно что-то откорректировать и помочь ребенку стоит определиться: я справлюсь сам, или необходима помощь, например, психолога или репетитора. Но так или иначе важно помнить, что вы всегда должны быть союзником и опорой для своего чада.
8. Отмечайте успехи, хвалите.
Похвалу можно рассматривать как один из вариантов позитивного подкрепления. Туда же относятся улыбка, ласковые слова, благодарность. В ребенке заложено желание нравиться своим взрослым. Когда вы подкрепляете действие ребенка своей искренней положительной реакцией, это действие имеет свойство усиливаться. Обратите внимание, подкреплять желаемое действие у ребенка необходимо либо во время, либо сразу после его осуществления.
В каком бы состоянии вы ни возвращались с собрания, важно подумать, как поддержать своего ребенка, за что его похвалить. И только потом начинать «разбор полетов», если он вообще нужен.
Отвечая на вопрос как же все-таки пережить родительское собрание, пережить его стоит спокойно и в интересах ребенка. А вышеописанные пунктах, надеюсь, позволят, по возвращению домой искренне сказать, что вы любите своего ребенка. И если бы была возможность выбирать детей, вы бы выбрали именно его. Даже если с ним бывает сложно, грустно, обидно... Ведь школа — это, конечно, важная часть жизни, но это всего лишь часть.
Наши дети ничего нам не должны. Они просто должны быть счастливы.
 
Марина Ткач, психолог
 
 
100

Похожие товары