Как пережить родительское собрание?

Как пережить родительское собрание?

Затронуть тему родительских собраний, меня подтолкнул случайно услышанный разговор двух мам. Они очень оживленно обсуждали предстоящее родительское собрание, итогом которого послужит обязательный «разбор полетов» и серьезный разговор с детьми.

Поэтому данная статья - это попытка переориентировать вас на иное виденье и отношение к родительскому собранию.

Для начала скажу, что многие родители бояться родительских собраний. Дело в том, что, когда мы идем на собрание в школу, наш мозг возвращает нас в детство, где мы очень напряженно ждали того самого эмоционального серьезного разговора с родителями после родительского собрания. Эта «машина времени» вновь ставит нас в детскую позицию. В этой ситуации важно напоминать себе: «Я вырос, я уже взрослый». Зачастую именно этим фактом можно объяснить нежелание идти на родительское собрание в школу, которое часто маскируется под чрезмерную занятость.
Итак, чтобы пережить родительское собрание спокойно и без потерь стоит помнить:
1. Вы не должны создавать установку на сопротивление. Когда мы идем в школу, мы нередко изначально противопоставляем себя и свою семью школе и системе образования. И заранее настроены на сопротивление. А это совсем не так. Важно
фокусировать себя на то, что мы сотрудничаем со школой во благо ребенка, а
учителя не враги.
2. Не зацикливайтесь на оценках вашего ребенка. Оценки - не фетиш.
Если мы уделяем большое внимание оценкам, то теряем возможность гармонично относиться к ошибкам и тем самым развиваться.
Смещайте фокус внимания с отметок на то, что показалось интересным вашему ребенку в течении школьного дня, что впечатлило его, какие мысли и чувства были с этим связаны. Проявляйте искренний интерес, спрашивайте, обсуждайте. Относительно критики по поводу оценок ребенка, помните, что только вы как родители знаете сколько преодолел ваш ребенок на пути к «новой» и лучшей оценке. Только вам порой под оценить динамику оценочного процесса.
Всегда помните, что оценки, о которых нам рассказывают, — это не оценки нас или наших детей. И мы, и наши дети стабильно хороши и уникальны. Это оценки знаний и усердия по конкретному предмету.
3. Всегда имеет место быть процесс компенсации. А чем это я? Да о том, что было бы как минимум странно ориентироваться на то, что ваш ребенок должен быть развит во всех общеобразовательных областях. Ребенок, получающий плохие оценки по математике, вполне может быть успешен в каком-то другом направлении. В своей теории множественного интеллекта Говард Гарднер описывает много вариаций интеллекта, поэтому вам и вашему ребенку есть где развернуться, уж поверьте.
4. Без критики и ссор. Родитель выполняет для ребенка функцию "зеркала", отражая его, давая информацию о том, каков он. Когда ребенок слышит, что он глуп, ленив, невнимателен и т.п., он дополняет этими качествами образ себя, а публичная критика добавляет ко всему прочему еще и чувство унижения и «что он не такой как все», а значит его нельзя любить. Как видим, порой бездумно брошенная критика в адрес ребенка, может превратиться в серьезные личностные проблемы.
Что касается ссор и традиционных «серьезных» разговоров, то развитие происходит из точки покоя.
Чтобы развиваться интеллектуально, ребенок должен находиться в эмоционально комфортном состоянии. Сильные эмоции, возникающие в стрессе, тормозят интеллектуальную деятельность. Ребенок, переживающий по поводу отношений в семье или школе не способен к полноценному развитию своего интеллекта. Организуйте своему ребенку спокойную атмосферу дома и в школе.
5. Ошибки - это естественно.
Допускать ошибки вполне нормально. Ведь именно они маркируют процесс обучения. Если нет ошибок, значит действие уже освоено и обучение не происходит. Ребенку имеет смысл указывать на его ошибки, но без сильного эмоционального акцента на них.
6. Как бы ни учился ребенок, что бы о нем ни говорили, это не должно влиять на вашу самооценку и заставлять нас чувствовать себя «плохим родителем». За это свое ощущение «плохости» родители иногда «мстят» ребенку, придя с собрания. За каждым системным «проступком» ребенка стоит неочевидная, но важная причина и этой причиной можете быть отнюдь не вы. Не стоит себя винить и принижать за все проблемы.
7. Родители — это щит, защищающий ребенка. Что бы ни происходило, он может и должен рассчитывать на ваше понимание. Важно задать себе вопрос: я мама/папа
или представитель системы? Если вы понимаете, что нужно что-то откорректировать и помочь ребенку стоит определиться: я справлюсь сам, или необходима помощь, например, психолога или репетитора. Но так или иначе важно помнить, что вы всегда должны быть союзником и опорой для своего чада.
8. Отмечайте успехи, хвалите.
Похвалу можно рассматривать как один из вариантов позитивного подкрепления. Туда же относятся улыбка, ласковые слова, благодарность. В ребенке заложено желание нравиться своим взрослым. Когда вы подкрепляете действие ребенка своей искренней положительной реакцией, это действие имеет свойство усиливаться. Обратите внимание, подкреплять желаемое действие у ребенка необходимо либо во время, либо сразу после его осуществления.
В каком бы состоянии вы ни возвращались с собрания, важно подумать, как поддержать своего ребенка, за что его похвалить. И только потом начинать «разбор полетов», если он вообще нужен.
Отвечая на вопрос как же все-таки пережить родительское собрание, пережить его стоит спокойно и в интересах ребенка. А вышеописанные пунктах, надеюсь, позволят, по возвращению домой искренне сказать, что вы любите своего ребенка. И если бы была возможность выбирать детей, вы бы выбрали именно его. Даже если с ним бывает сложно, грустно, обидно... Ведь школа — это, конечно, важная часть жизни, но это всего лишь часть.
Наши дети ничего нам не должны. Они просто должны быть счастливы.
 
Марина Ткач, психолог
 
 
100

Печать  

Похожие товары