9.00 - 17.00 без обеда
выходные - суббота, воскресенье
Важным и, безусловно, ответственным этапом в жизни не только малыша, но и родителей является посещение и привыкание к детскому саду. Большинство родителей в этот период испытывают определенную тревогу и опасения, связанные с мыслями о том, как их ребенок будет вести себя в дошкольном учреждении. Посещение детского сада – это переломный момент для всех членов семьи. Нередко жизнь семьи в этот период превращается в маленький «ад»: плачь и капризы, тревога и беспокойство, стрессовое состояние. И это далеко не полный перечень того, чем может сопровождаться знакомство с детским садом.
Здесь важно понимать, что дошкольное учреждение – это та среда, которая способствует развитию адаптационных механизмов, также дошкольное учреждение выступает своего рода первой ступенькой в процессе социализации малыша т. е. это включение личности ребенка в существующую структуру общества. И для того чтобы так называемая адаптация к детскому саду прошла легче, сегодня мы поговорим как о самой адаптации, так и о тех действиях, которые должны предпринять родители чтобы привыкание к детскому саду стало приятным и запоминающимся событием.
Для начала давайте определим, когда лучше отдавать ребенка в детский сад?
Сложнее всего к новым условиям привыкают детки от 10-11 месяцев до 2-х лет. После 2-х летнего возраста дети становятся более любознательными, проявляют интерес ко всему новому. Возрастной период от 2-х до 3-х лет можно считать наиболее подходящим для адаптации к детскому саду. Считается, что именно в обозначенном возрасте привыкание к режиму дошкольного учреждения пройдет быстрее и успешнее.
Отмечу, что на этот период приходится начало кризиса раннего детства, или кризис трех лет. Заключается он в том, что дети, стремятся утвердить свое «Я» и тем самым проявляют рвение к самостоятельности. Поэтому самостоятельность, которая только- только формируется у вашего малыша, в сочетании с дистанцированием от мамы, вхождением в новый детский коллектив, выработка навыков соблюдать конкретные правила и режим может благоприятно повлиять на становление личности дошкольника и последующую адаптацию к новой социальной среде.
Говоря непосредственно о самой адаптации в детском саду, нужно понимать, что это процесс привыкания ребенка к изменившемуся образу его жизни, к новым условиям, которыми являются незнакомое помещение, иной распорядок дня, присутствие незнакомых людей рядом, достаточно большое количество детей вокруг. Кроме того, в детском саду существуют отличающиеся от домашних требования и правила, к которым малышу нужно также постепенно привыкнуть. Поэтому не стоит ждать, что процесс адаптации пройдет быстро.
Обращаясь к вопросу о том, как именно протекает адаптация, стоит сказать, что процесс привыкания к детскому саду всегда проходит индивидуально. Кто-то из деток уверенно и спокойно начинает играть с детьми или сами с собой, а также взаимодействовать с воспитателем, другие, наоборот, больше наблюдают, могут отказываться от общения, боятся отойти от мамы, плачут. На то как именно будет проходить процесс адаптации влияет множество факторов, например, возраст (о котором мы уже говорили выше), состояние здоровья, уровень адаптированности ребенка (отсутствие страха при незнакомых людях, умение налаживать контакт с детьми), его социализация (навыки самообслуживания, например).
Несмотря на индивидуальный характер течения, в процессе адаптации можно выделить несколько этапов:
1. Острый этап, или период дезадаптации, когда у ребенка могут наблюдаться частые заболевания, нарушения аппетита и сна, нежелание ходить в детский сад, слезы, истерики и т.д.
2. Собственно этап адаптации — в этот период ребенок постепенно привыкает к новым условиям, поведение постепенно нормализуется.
3. Этап компенсации — дети начинают вести себя спокойно, эмоциональное состояние выравнивается и характеризуется как положительное.
Сам период адаптации может длиться от 2 недель до 3-4 месяцев. После длительных перерывов посещения детского сада, процесс адаптации у ребенка может начаться заново.
Не стоит расценивать возникновение трудностей с адаптацией к детскому саду как что-то из ряда вон выходящее. Тем или иным адаптационным трудностям, подвержены все дети, как дошкольного возраста, так и более старшего возраста. Даже у взрослого человека с устоявшейся психикой неожиданная смена привычного образа жизни может вызвать серьезный стресс, не говоря уже о слабом и беззащитном ребенке. Замечено, что особенно остро в период от 3-х до 5 лет разлуку с матерью переживают мальчики, чем девочки.
Причины, по которым процесс привыкания к детскому саду может осложняться:
- Страхи и повышенная эмоциональность. Еще не до конца сформировавшаяся детская психика неспособна справиться с большим количеством новых эмоций и ощущений, которые испытывает ребенок, попадая в условия детского сада. Часто это пугает ребенка и не дает ему адекватно оценить действительность, также существующий страх перед неизвестностью, создает ощущение растерянности.
- Ранний подъем также является частой причиной нежелания идти в сад. Для деток, которые раньше не подчинялись более -менее четкому режиму дня, подъем в 7 утра (или может еще раньше) становится не просто испытанием, но серьезным стрессом. Чтобы смягчить этот момент, за пару недель до походов в садик, начинайте будить малыша раньше, приучая к новому режиму. В детский сад тоже будите его немножко раньше необходимого времени, чтобы он 10-15 минут мог собраться с мыслями, постепенно переходя от сна к полному пробуждению.
- Дневной сон. Чтобы ребенок легче адаптировался к детскому саду, стоит в первые недели вообще не оставлять его на период дневного сна в детском саду. Но чуть позже можно сделать дневной сон вне дома для ребенка более комфортным. Например, если ваш малыш привык засыпать с мягкой игрушкой, то поначалу берите ее в сад. Также для сна в саду можно приобрести смешную или яркую пижаму, которая понравится вашему сыну или дочери.
- Обед без мамы или папы. Процесс кормления всегда вызывает достаточно много проблем и нюансов даже дома. В условиях детского сада дети могут отказываться есть потому что еда в детском саду оказывается для них непривычной. Также некоторые дети отказываются есть без мамы или папы так как дома они всегда едят в их компании.
- Новый распорядок дня, новые люди, к которым он не привык. Особенно тяжело процесс привыкания к детскому саду проходит у детей, которые являются единственными в семье или которые до детского сада практически постоянно воспитывались в семье. В таком случае у них нет первоначального навыка общения с другими детьми и взрослыми. К тому же дома значительно ниже уровень запретов, а в детском саду новые «нельзя» сопровождают малыша практически везде.
- Строгость воспитателей часто резко контрастирует с доброжелательностью родителей. И к этой существенной разнице малыш не готов.
Как облегчить привыкание ребенка к детскому саду
- Примерно за полгода до запланированного посещения детского сада, стоит начать включать в окружение ребенка других взрослых и детей, во-первых, для того чтобы он легче научился переживать краткосрочную разлуку с мамой и умел общаться с другими взрослыми, во-вторых, для формирования навыка общения и взаимодействия с другими детьми и взрослыми. Стоит посещать с ним детские площадки, приглашать домой знакомых детей и самим ходить в гости где есть дети, обучать играм со сверстниками.
- Постепенно начните ненадолго оставлять малыша одного в комнате, пока вы находитесь вне зоны его видимости. Иногда стоит предложить ему самостоятельно поиграть, без участия взрослых – этот навык также понадобится в детском саду.
- Ребенку будет легче привыкнуть к детскому саду, если у него сформированы элементарные навыки самообслуживания: он умеет самостоятельно есть, пользоваться горшком, одеваться и т.д. Чем шире будет диапазон самостоятельных навыков вашего ребенка, тем лучше.
- Создавайте положительный образ детского сада. Что это значит? Примерно за 2-4 недели, до того, как ребенок пойдет в сад, расскажите ему о нем, что ему там может быть интересно, чему он там сможет научиться. Сообщите о своем решении с радостью, скажите, что вы очень гордитесь им – ведь он уже такой большой, что может ходить в детский сад. Рассуждайте при дошкольнике, как полезен детский сад, и как важно ему там бывать (уложить спать кукол, напоить цветочки, поиграть с мягкими игрушками). Не делайте из этого события проблему, не говорите каждый день о предстоящей перемене в его жизни, усиливая тем самым его тревогу.
- Нельзя пугать садиком. Не высказывайте ребенку сожаления о том, что приходится отдавать его в детский сад. Необходимо подчеркивать, что ему бояться нечего, никто его там не обидит. Если вы будете показывать свое беспокойство и тревогу из-за похода в детский сад, то это только усилит неуверенность вашего ребенка так как дети в любом возрасте очень точно улавливают эмоциональный фон, который исходит от родителей. Поэтому будьте максимально спокойны, тогда и малыш будет чувствовать себя более комфортно.
- Приучайте малыша к детскому саду постепенно. Именно для этой цели и вводится период адаптации. В первые две недели ребенка стоит оставлять в детском саду от одного до трех часов (до дневного сна). Затем можно оставить на сон, на полдник. Если не возникает сложностей, через 2 недели можно перейти на обычный режим, когда ребенок проводит в саду весь день. Не стоит затягивать процесс адаптации, иначе ребенок привыкнет к своему особому положению.
- Позволяйте ребенку брать в садик из дома любимую игрушку, этот знакомый и близкий предмет будет успокаивать его, связывать его с домом. Пусть игрушка как бы «ходит в садик» вместе с ним. Расспрашивайте ребенка, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Так ребенок опосредованно от лица игрушки расскажет вам о себе и своем психоэмоциональном состоянии.
- Расставание с ребенком должно происходить на позитивной волне. Расскажите что-нибудь забавное или смешное малышу. Также можно придумать свой ритуал прощания, который будет вселять ребенку уверенность в том, что вы обязательно вернетесь. Это может быть любое простое действие: фраза «я тебя люблю», поцелуй или крепкие объятия, или вы помашете ему в окно, когда будете уходить и т.д. Прощаясь таким способом, ребенок будет более легко расставаться свами. В ситуации, когда вы уйдете не попрощавшись, пока ребенок отвлечется на что-либо, а затем заметит, что вас нет, он будет страшно напуган, у него может сложиться впечатление, что его могут в любой момент внезапно бросить и оставить одного. Поэтому четко давайте понять малышу, что вы его оставляете только на несколько часов, что так надо, что вы его любите и обязательно придете за ним в определенное время. Сократите момент прощания. Если вы задержитесь, он начнет жалеть себя.
- Забирать малыша в первые дни лучше маме. При этом в первые недели нужно стараться приходить за ним пораньше, не опаздывать.
- Если спустя 2 недели ваш малыш продолжает плакать и не хочет расставаться с мамой в детском саду, попробуйте чтобы в детский сад его отводили, например, папа, брат, сестра или другие члены семьи. Эмоциональная связь с мамой, как правило, гораздо сильнее чем с другими взрослыми. Поэтому замена мамы другими членами семьи может облегчить этап расставания.
Ну и конечно же общайтесь с воспитателями, спрашивайте о самочувствии и состоянии своего ребенка, интересуйтесь его успехами. Налаженный контакт с воспитателями - залог хорошего самочувствия ребенка в детском саду.
Как вести себя дома, когда ребенок привыкает к детскому саду
В период адаптации ребенок может быть капризным и раздражительным, эмоциональным. Поэтому не стоит наказывать или ругать его за это состояние. Чаще всего чрезмерная плаксивость - это основная детская реакция на стресс, вызванный привыканием к детскому саду.
Дайте понять ребенку, что с появлением в его жизни детского сада ничего существенно не изменилось. Вы также его сильно любите и готовы проявлять интерес к его делам и увлечениям. Узнавайте, что было за день хорошего пока он был в детском саду, что не очень удалось, чем они занимались, с кем ребенок играл, что узнал нового. Внимательно слушайте все, что он вам будет рассказывать о садике. В ситуации отсутствия должного внимания и интереса со стороны взрослых, особенно родителей, ребенок может остро почувствовать себя брошенным и никому не нужным. Но здесь следует помнить, что ошибкой будет и излишняя опека, затянутое и даже слезное расставание по утрам и немедленное возвращение, чтобы забрать домой. Во всех ситуациях, даже если это адаптация к детскому саду, важно соблюдать известное правило золотой середины.
Еще один важный момент – не стоит обещать награды или покупать что-то только за факт посещения детского сада. В дальнейшем для ребенка это может стать удобным способом манипулирования родителями, например, не пойду в садик, если не купите игрушку. Но за хорошее поведение в садике или за какие-нибудь конкретные успехи можно и нужно поощрять.
Из детского сада, как правило, ребенок возвращается возбужденным и переполненным впечатлениями. Поэтому в доме нужно создать такую обстановку, чтобы он побыл наедине с самим собой, смог отдохнуть. Но при этом не забудьте чуть позже уделить ему внимание – почитайте книжку, поиграйте в спокойную игру, пусть он просто посидит на коленях у мамы или папы, поговорит о чем-то важном или сокровенном. Когда ребенок чувствует внимание и любовь, когда он счастлив дома, то он будет счастлив всюду, в том числе и в детском саду.
Период адаптации к дошкольному учреждению проходит не только малыш, но и сами родители. Иногда так происходит, что сами родители оказываются не готовы расстаться с малышом, испытывают страхи и опасения тем самым затрудняя процесс адаптации. Поэтому, если вы справитесь со своими тревогами и будете с доверием относиться к персоналу детского сада, то вероятность того, что ваш ребенок будет комфортно чувствовать себя в детском саду, будет значительно выше. А значит и процесс адаптации пройдет легче и даже быстрее.
Марина Ткач, психолог